Правоотношения, связанные с реализацией гражданином
Российской Федерации закрепленного за
ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные
органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок
рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного
самоуправления и должностными лицами, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 года №
59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Установленный Федеральным законом порядок рассмотрения
обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением
обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными
конституционными законами и иными федеральными законами.
Установленный Федеральным законом порядок рассмотрения
обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением
обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев,
установленных международным договором Российской Федерации или федеральным
законом.
Установленный Федеральным законом порядок рассмотрения
обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и
должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с
рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений
граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с
рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических
лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и
муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Граждане имеют право обращаться лично, а также
направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения
объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы,
органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и
муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление
публично значимых функций, и их должностным лицам.
Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Обращение
гражданина - направленные в
государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в
письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или
жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган
местного самоуправления;
Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его
конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц,
либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов,
недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и
должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его
нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных
интересов других лиц;
При рассмотрении обращения государственным органом,
органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:
- представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
- знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
- получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросо;
- обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Требования к письменному обращению
Гражданин в своем письменном обращении в обязательном
порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного
самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя,
отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего
лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый
адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации
обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную
подпись и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов
гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их
копии.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган
местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа,
подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В
обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя,
отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен
быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ
должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому
обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить
указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
Гражданин направляет письменное обращение
непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или
тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в
обращении вопросов.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации
в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган
местного самоуправления или должностному лицу.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган
местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией,
подлежит обязательному рассмотрению.
Государственный орган, орган местного самоуправления
или должностное лицо:
- обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
- запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
- принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
- дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
- уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Государственный орган, орган местного самоуправления
или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу
государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица,
рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и
материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и
материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или
иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый
порядок предоставления.
Ответ на обращение подписывается руководителем
государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом
либо уполномоченным на то лицом.
Ответ на обращение, поступившее в государственный
орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного
документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной
почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу,
указанному в обращении.
В случае, если текст письменного обращения не
поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению
на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или
должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней
со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение,
если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
Сроки рассмотрения письменного обращения гражданина
Письменное обращение, поступившее в государственный
орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их
компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного
обращения, за исключением случая подачи Письменного обращения, поступившего
высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего
исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и
содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской
Федерации в сфере миграции ( срок рассмотрения - 20 дней со дня регистрации
письменного обращения).
В исключительных случаях, а также в случае направления
запроса, руководитель государственного органа или органа местного
самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить
срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока
его рассмотрения гражданина, направившего обращение.